Семинарния

Сообщество студентов Духовных школ Русской Православной Церкви и их друзей

Становление Православия на Руси и "Слово о Законе и Благодати" митрополита Илариона.

 

СОЧИНЕНИЕ

 

СТАНОВЛЕНИЕ ПРАВОСЛАВИЯ НА РУСИ И "СЛОВО О ЗАКОНЕ И БЛАГОДАТИ" МИТРОПОЛИТА ИЛАРИОНА

 

Чернова Ксения Денисовна

 

 

 

ОМСК – 2013                                               

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Введение.................................................................................................2

I СТАНОВЛЕНИЕ ПРАВОСЛАВИЯ НА РУСИ

§1. Вероисповедание славян до Крещения..........................................6

§2. Три попытки Крещения Руси............................................................9

§3. Крещение Руси. Владимир Креститель............................................12

II "СЛОВО О ЗАКОНЕ И БЛАГОДАТИ" МИТРОПОЛИТА ИЛАРИОНА

§1. "Слово" митрополита Илариона.......................................................15

§2. Митрополит Иларион о русском народе.……………………….............17

Заключение..............................................................................................23

Список использованных источников и литературы..............................27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В 2012 г. в России отмечалось 1150-летие становления Русской Государственности. В нынешнем, 2013 году, мы будем отмечать не менее знаменательную дату -  1125-летие Крещения Руси. За каждым подобным великим  событием стоят великие люди, которые творят историю.  Связывая зарождение христианства на Руси со «Словом о Законе и Благодати…» митрополита Илариона и его житием, необходимо подчеркнуть одну из насущнейших задач нашего времени – изучение русской святости в её истории. В русских святых мы почитаем не только великих молитвенников за нашу Родину перед Богом, но и углубляемся в их житие, чтобы найти собственный духовный путь. Именно через жития святых и их творения мы можем проследить духовный путь России. Именно они становятся духовными гениями, идеалами для всех ищущих приобщения Великой Святыне.

Трудное время переживает Россия. Через ее огромное тело прошли глубокие трещины, расколовшие некогда цельную страну на осколки, где православные братья и сестры оказались по разные стороны границ, породив тысячи новых проблем в жизни всей страны и каждого человека. В окружающем ее мире раздробленная и ослабленная Россия стала восприниматься как жирный добавок к столу западной и восточной цивилизации. Откусив от большой православной России огромные куски ее исторической территории, ее «друзья» ждут новой жертвы - разложения ее народа и Православной Веры. Подобное случалось с Россией не раз. Но если раньше это происходило как грубое насилие, войны и репрессии, то сегодня вторжение в Православие происходит более изощренно, изнутри, подкупом и лестью, с помощью потока ложной информации, искажая русскую и мировую историю.

         Хуже всего, что многие русские люди, действительно, стали забывать  свои истоки и, оправдывая разобщенность и обрушившиеся на них несчастья, начали переписывать историю народов России и Веры. Взамен многовековых ценностей Православия все больше популяризируется коммерческий успех и житейские сверхудобства. Как некогда в языческом мире, уравниваются мораль добра и зло, значение которых конкретно зависит от  успеха или неудачи.  Совесть, Душа и Вера становятся не главной целью, а средством для достижения делового успеха. Так в бездуховном мире цель жизни и средства ее постижения меняются местами.  Насаждаемая идея накопительства любой ценой и стяжательства разрушает души православных людей, а с ними - и  Российское государство, которое всегда было сильно своим единством, соборностью и православной Верой.

         Неизбежный выход России в глобальный мир приводит к прямому контакту с чужеродным сознанием и чуждой Православию духовностью. Все больше и больше распространяются, а порой, буквально насаждаются неприемлемые для Православия толкования христианства и многобожия. Размывается понятие Веры, вплоть до ее полного отрицания. Духовно разобщенное государство держится только на силе власти правителей и неизбежно разрушается, как это случилось в 1991 году.

Первым, от кого мы узнаем о Крещении Руси, стал летописец Нестор. В своём труде «Повесть временных лет» монах излагает историю  Руси и Русской Церкви в её главных исторических моментах[1]. Одним из таких моментов несомненно является Крещение Руси.

В отличие от летописца Нестора, который стремился описать историю, главным образом, как хронологические  явления,  в  12 - томной работе митрополита Московского и Коломенского Макария делается упор на богословское осмысление отечественной истории, где мы можем рассмотреть Крещение Руси с другого ракурса [2].  В трудах митрополита Макария  упоминается о подвижнической жизни    митрополита Илариона и его «Слове» [3].

В работе же митрополита Санкт - Петербургского и Ладожского Иоанна «Самодержавие Духа» подчеркивается влияние русских князей на становлении  и укреплении Православия на Руси и отмечается особая роль Русского народа в истории Православной Церкви[4].

Наряду с историческим и богословским значением «Слово» Илариона анализируется, как выдающееся литературное творение, в статье  Павла Герасимова «Слово о законе и благодати митрополита Илариона Киевского.

Обобщая темы отмеченных работ, хочу сказать, что авторы затронули очень важные стороны  отечественной истории и её богословского осмысления, и единодушно выделили труд Митрополита, как великий памятник Русской Православной Церкви, а так же разносторонне проанализировали «Слово»  Иллариона. Великие ценности нашей истории, Христианства  и Православия не должны размываться в памяти общественного сознания и современного человека, и на каждом этапе развития общества, в новых условиях, они должны сохраняться и переосмысливаться.  В данной работе  делается скромная попытка представить взгляд современного человека  на Православие и историю России.

Исходя из этого, объектом моего исследования является религиозная жизнь на Руси IX-XI вв. Предмет же исследования включает в себя становление Православия на языческой Руси и  осознание русским народом его особой миссии в истории человечества и важной роли митрополита Илариона  и его «Слова о Законе и Благодати».

Мы считаем, что в основе знаний о России и Православной церкви лежат литературные и исторические памятники, труды великих подвижников Православия, воспоминания и рассказы об  их деяниях и подвигах. И именно здесь нужно искать связь  с тем, что мы называем современностью. Именно эту связь времён мы и пытаемся определить в нашей работе.

Людское сознание, прежде всего русского народа, уже 20 лет противится мысли, что лучшие времена братства и духовности уже где-то позади. Не случайно мысль об объединяющей национальной идее незримо витает над обществом. Главное, в чем сегодня нуждается Россия, - это скрепить метущиеся души русских людей и других народов Верой в лучшее и вечное! Каждый русский рано или поздно задает себе вопрос, что заставило русских людей осознать себя единым народом, и неизбежно возвращается к своим духовным истокам. В этом основная цель представленного сочинения.

  1. Мы ставим перед собой задачу восстановить историческую цепочку фактов, которые сопровождали становление Православия и Крещение Руси.
  2. Обозначить духовное родство русского народа и Православия.
  3. Выявить роль митрополит Иллариона в осознании русского народа, как единого православного народа, что определяет его   прошлое, настоящее и будущее. 

Хронология описываемых событий относится к историческому периоду Киевской Руси середины IX-XI вв. Так как именно в это время происходило становление Православия на Руси. Территориальные рамки охватывают  территорию Киевской Руси того времени.

В основу исследования положены тексты Священного Писания Ветхого Завета и Нового Завета. Здесь заложены наши основные знания о Христианстве и его возникновении,  заповеди Закона Божия, пророчества и учение Иисуса Христа и подвижников Веры.

Основным источником в нашей работе является труд митрополита Илариона «Слово о Законе и Благодати». Нужно учесть, что это один из первых литературных источников, написанных на церковно-славянском языке, который только-только ещё стал распространяться по Руси. «Слово» - одно из первых комментариев к Священному Писанию, составленных для русских людей, объединённых в единый народ единой Верой.  

Первым, от кого мы узнаем о Крещении Руси, стал летописец Нестор. В своём труде «Повесть временных лет» монах излагает историю  Руси и Русской Церкви в её главных исторических моментов[5]. Одним из них, несомненно, является Крещение Руси.

Литература о данном периоде истории древней Руси и Православной Церкви представлена работами: Карамзин Н.М. «История государства Российского»,  «Самодержавие духа» митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева), «Язычество Древней Руси» Б.А. Рыбакова. В этих работах  приводятся достоверные сведения об обычаях и культуре дохристианской эпохи славянских племён, их внутреннюю готовность  и предопределённость к принятию Христианства. И это делает понятным роль и место «Слова» Илариона в истории русской культуры. Данные источники позволяют достаточно точно представить хронологию событий Российского государства и  жизни отдельных людей того времени.

В качестве справочной литературы  использовался Библиологический словарь А. Мень.

Для точности исследования литературных источников я придерживалась принципа изложения проблем  становления Христианства и Православия на Руси приближенно к хронологии событий IX-XI вв. и через собственное восприятие  современным человеком событий тех далёких лет.

Практическая значимость работы состоит в возможности проведения дальнейших исследований в области истории Православия и её связи с современным миром, а также может быть использована в качестве вспомогательного материала при изучении курса становления Православия на Руси в рамках предметов  История Отечества  и Русская Литература.

I. Вероисповедание славян до Крещения.

         До Крещения Руси славянские племена были слишком далеки от христианства. Их разделяло не только время продолжительностью в более чем 8 веков, но и то изначальное вероисповедание - язычество, что исходит из глубокой древности, по-видимому, из каменного века. Мы не знаем точного источника и времени его возникновения. Может быть, язычество  зарождалось из внутреннего чувства неизвестности и страха перед тем,  что ожидает человека на его пути от рождения до смерти. Из темного незнания, неопределённости, на уровне психики и неразвитого сознания возникают вымышленные образы, они требуют безоговорочного признания, подчинения и поклонения.  В представлении язычника, идолы - божества, изображенные в виде  человекоподобных истуканов, фигур, рисунков малопонятных существ. Они магически действуют на человека. И заставляют его возбуждённое сознание подчиняться страху, гневу, радости.          Это неосознанное чувство распространяется, расходится среди членов племени, как массовый психоз, и  племя, охваченное  единым порывом, страстью к предмету страха или радости, готово к действию. Дикая энергия и страсть выплёскивалась  и рождала  ритуалы поклонения и жертвы, танцы, песни, музыку, привычки, обычаи, которые закреплялись веками в народной памяти. Яркие, красивые национальные обычаи - масленица, свадебные обряды, день Ивана Купалы, - они, действительно, завораживают человека своей необъяснимой красотой и силой. Но точно так же на протяжении многих веков из язычества русских племен исходили ненависть и агрессивность, жестокость и убийства. Позднее, даже несмотря на принятие христианства, в народной массе были необычайно распространены почитания идолов, олицетворяющих явления природы. Приносили жертвы бесам. Долгое время сохранялись ритуалы и моления идолам, солнцу, воде, земле, гадам, лесу - как у восточных, так и у западных славян.

         Привычные языческие представления о природе, семье  столетиями и поколениями хранятся в памяти людей и народа. Одни, сулившие страх и темноту, уходят раньше, другие, светлые и радостные, хранятся долго  и, возможно, вечно. Отдельные, дошедшие до нас языческие привычки, обряды стали частью русской национальной культуры.

         Язычество основывалось на утверждении, что добро и зло - это совершенно самостоятельные и равноправные сущности (митрополит  Иоанн). Нельзя однозначно судить о духовных побуждениях язычника и оценивать какие-то естественные порывы, поступки человека, для которого убийство и насилие такое же естественное событие, как и пир, свадьба и хоровод. К тому же многочисленные славянские племена имели разные представления о том, где заканчивается добро и начинается зло. Зачастую поведение людей в языческом племени не  поддается никакому осмыслению. Воздействуя на чувства, управляя бессознательным поведением племени, язычество фактически дано для слепого исполнения.

         Повсеместно  среди восточных славян господствовал культ Перуна и закон грубой силы: слабый подчиняется сильному. Язычество, скорее, разъединяло, чем объединяло разрозненные племена и группы людей, которые заботились, прежде всего, о своей независимости. Они питали ненависть друг  к другу и открыто враждовали между собой. Язычество и не могло иметь ни духовной, ни другой сознательной  основы для объединения славян и русских земель. В Киеве царит  многобожие: Перун - бог грозы и грома, и одновременно Даждьбог - бог солнца. В Ростове обосновался Велес - бог богатства и скотоводства, в Чернигове - Симаргл  крылатое божество, в Москве - Сварог  бог-отец и т.д. (Б.А.Рыбаков). Разделённые территориями, наречиями, обычаями и многобожием, славянские народы и русские земли были обречены на вечную войну друг с другом и внешними врагами, потому что язычество и единство племен и народов - понятия несовместимые!

         Таким образом, язычество лежало камнем на пути к объединению славян, как нации,  на пути к созданию общего, сильного, крепкого, славянского государства. Путь к становлению единого русского государства лежал через преодоление язычества.

         Конечно, в истории воинственного христианства и атеизма известны запреты идолов и языческих обычаев, но так уж устроена человеческая психика и сознание, что всякое духовное начало не меняется разом. Позднее князь Владимир стал первым, кто официально запрещал обращение к идолам и языческие обряды, и убедился в том, что   нельзя было искоренить язычество, не дав взамен ему другую, наполненную глубоким смыслом Веру! Но что можно противопоставить многоликому и многоидольному язычеству? Это, прежде всего, единое вероисповедание и единобожие.  Вспомним знаменитое антиязыческое пророчество Исайи: «Я Господь, это - Моё имя, и не дам славы Моей иному и хвалы Моей истуканам» (Ис. 42:8). Единобожие это главная идея, завещанная Богом Моисею: « Да не будет у тебя других богов пред лицеем Моим» (Исх. 20:3). Нельзя не упомянуть и о божьих заповедях на Моисеевых скрижалях: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой...» (Исх. 20:4, 20:5).

II. Три попытки Крещения Руси.

         Первые шаги христианства по русской земле связаны с апостолом Андреем Первозванным, который еще в I веке обошел едва ли не всю Восточную Европу, неся и русским людям слово Божие. Конечно, за 8 веков, когда царило дремучее язычество, следы раннего христианства и единобожия на Руси стерлись.

         Исторически у Руси возможность тесно познакомиться с единобожием в лице христианства возникла в IX веке. Византийские тексты повествуют, как в 860 г. киевские князья Аскольд и Дир пытались осадить Константинополь, но их морской поход на двухстах челнах окончился неудачей. Возникшая буря уничтожила почти весь флот, и пораженные князья решили, что причина поражения кроется в особой божественной силе константинопольской веры.  И Аскольд и Дир вместе со своей дружиной приняли христианство от Константинополя. Более того, в 861 г. была учреждена Русская епархия (Патриарх Фотий). Эта акция получила название «Аскольдово Крещение». Оно не имело сколько-нибудь заметного продолжения в русских землях (еще слишком мало информации и знаний о христианстве) и осталось в истории, как первая попытка  осознанного принятия христианства русичами.  К тому же необходимо понимать, что смена Веры для каждого человека и отход народов от язычества - тяжёлое, сложное и медлительное событие.

         Второй попыткой Крещения Руси, одновременно с «Аскольдовым Крещением», считается просветительская христианская миссия митрополита Михаила в славянские земли. Но и его усилия не увенчались успехом. Несмотря на сотворенное им чудо (Евангелие, брошенное в костер, уцелело), - русичи остались равнодушны к проповеди посланника из Константинополя.

         Первые попытки Крещения Руси не имели успеха потому, что Веру и Священное Писание нельзя было внушить силой и удержать в памяти неграмотного, тёмного народа, не имеющего письменности. Знание религии в IX-XI веке  можно было закрепить только одним способом - с помощью письменности и текстов Священного Писания.

         Следует упомянуть исторический факт пребывания на крымской земле со II века греческих поселений, исповедующих христианство. Именно здесь, в Херсонесе (Корсунь),  в 861 г. византийские посланники Кирилл и Мефодий нашли Священное Писание и Псалтирь, изображённые звуками русского языка того времени.  Не исключено, что эти тексты были на одном из соседствующих или знакомых славянам языков, в том числе греческом. Гораздо важнее, что Кирилл и Мефодий в Корсуне обучились русскому языку  у руссов и вплотную подошли к переводу Священного писания уже по правилам первой русской грамматики. От Корсуни до Киева, от русской письменности - кириллицы и глаголицы до религиозного просвещения русских земель, и от язычества - до Крещения  оставался один шаг.

         Подлинно мирным, без войны, убийств и насилия, средством преодоления разрозненности и разброда в умах славян - стала русская письменность, которая пришла на Русь с Кириллом и Мефодием в 863 г. Нетрудно понять, что кириллица и глаголица, носительницы письменности на Руси, несли с собой тексты Священного писания и христианские идеи. Они сохранились в памяти русских людей надолго и, как теперь уже ясно, навсегда.

          На понятном для простого русского человека языке пришедшие из Византии Священные тексты распространялись сначала среди знатных и грамотных людей, их ближнего окружения, а затем все дальше и шире. Так, после 863 г. благодаря Кириллу и Мефодию Русь была подготовлена к восприятию христианства. Не случайно некоторые исследователи христианства выделяют историю русской письменности от Кирилла и Мефодия, как еще одну попытку Крещения Руси. К тому же, великие византийские посланники, ставшие потом святыми, действительно, сами крестили множество русских людей.

         Письменность на Руси IX - X веков означала закрепление первоначальных знаний о мире, о  Православии и накопление духовного опыта. «Ведь не к несведующим пишем, но к довольно насытившимся сладости книжной, не к враждующим с Богом иноверным, но к самим сынам Его, не к чуждым, но к наследникам Царства Небесного», - обращает свое «Слово» Иларион.

         Третья попытка Крещения Руси состоялась спустя почти 90 лет. Третье поколение славян, считая от Кирилла и Мефодия и первых попыток Крещения,  в лице княгини Ольги и ее подданных, предприняло еще более масштабную акцию Крещения Руси. Её крестил сам патриарх по  прибытии Ольги в Константинополь в 957г. (по некоторым источникам, в 946 г.). Ольга отвергла римское, впоследствии католическое, направление христианства. При участии Ольги на Руси были построены первые православные церкви, открыты христианские общины. По словам митрополита Иоанна, «Святая равноапостольная княгиня Ольга не дала угаснуть в народе слабой искре христианства».

         И все-таки христианство на Руси тех лет не прижилось.  В городах того времени население исповедовало разные религии, а в сельской местности народ по - прежнему упорно придерживался язычества, отвергая христианство. Более того, во второй половине IX века, с восшествием на престол киевского князя Святослава, убежденного  язычника, христианство на Руси утратило и без того слабое влияние и подверглось преследованию. История Православия на русской земле неоднократно доказывала, что Власть не так уж безобидна по отношению к Вере, в зависимости от того, какие выгоды ей сулит религия.

         Однако нужно отдать должное и князю Святославу. Русь IX-XI веков находилась на перекрёстке нескольких религий и, несомненно, была подвержена их влиянию. Упорная борьба русских князей, в том числе и Святослава, с окружающими внешними врагами за  русские земли оградила русский народ от чуждых для русичей духовных представлений и сохранила Русь для Православия. Это объективно, но бесконечно продолжаться поиски духовной основы для объединения русских земель и русского государства не могли.

III. Крещение Руси. Владимир Креститель.

         К концу Х века Русская земля уже ждала Христианство, как ждут весеннего солнца после долгой зимы. И от «Аскольдова Крещения», после митрополита Михаила, Кирилла и Мефодия и княгини Ольги Русь была внутренне готова к приходу Православия. Нужен был знак свыше, и он явился в лице князя Владимира. «Когда мы слепы были и истинного света не видели, но во лжи идольской блуждали, к тому же были глухи к спасительному учению, помиловал нас Бог, и воссиял в нас свет разума, чтобы познать Его по пророчеству: «Тогда отверзутся очи слепых и уши глухих услышат», - пишет Иларион.

         Киевский князь Владимир пришёл  к власти  с помощью варягов в 980 г., как язычник, через жестокость и братоубийство. Покорённые, но не покорившиеся вятичи, камские болгары, радимичи, убиенные варяги Феодор и его сын Иоанн, брат Ярополк, княжна Рогнеда - это всё жертвы ненасытного язычества в лице князя Владимира.

         Многочисленные жестокие походы язычника Владимира не давали уверенности в том, что его завоевания и власть Киева над другими русскими землями надолго. Да и как власть, не скреплённая внутренне единой верой, может быть прочной и долговременной?! Какой смысл менять одних языческих идолов на других, если одна кровавая жертва сменяет другую, не давая ни счастья, ни Благодати. Так было до Крещения.  И какой народ станет служить такому  отечеству и государству без души и сердца?!

         Не по годам умный князь Владимир понимает близкий конец многобожия и язычества предпринимает ряд попыток выбора для русичей единобожия и единого вероисповедания. Он устраивает «испытание вер» («Повесть временных лет»), приглашает мусульманских, иудейских, латинских, греческих проповедников, посылает послов в разные страны, опрашивает народ и, наконец, делает выбор в пользу Византии. Твёрдое личное убеждение принять Крещение на Руси пришло к Владимиру в после покорения Корсуни (Херсонеса) в 988 г. Окончательный выбор Владимиром христианства был связан с женитьбой на дочери императора Византии христианке Анне, которая потребовала его Крещения. История повествует, как Владимир, ослепший от болезни, прозрел в момент совершения таинства в Корсунской купели. К тому же, на принятие Русью Православия Владимира убеждала и его влиятельная бабка, ранее крестившаяся в Константинополе княгиня Ольга. « Воссиял разум в сердце его, чтобы уразуметь суету идольской лжи, взыскать же Бога Единого, создавшего всю тварь, видимую и невидимую», - пишет Иларион. «Ты же ни Закона, ни пророков не почитавший, Распятому поклонился».

         Вернувшись из похода на Корсунь в 988 г., духовно просветленный, в недавнем прошлом ярый язычник, князь Владимир принимает осознанное решение о Крещении всех жителей Киева. По его приказу на глазах у тысяч киевлян были уничтожены, разрублены и сброшены в Днепр идолы, включая самого Перуна, и  28 июля 988 г. под страстные молитвы князя Владимира произошло всеобщее Крещение.

Распространение Православия на Руси шло с такой поразительной быстротой, что уже при жизни великого равноапостольного князя Владимира оно овладело умом и сердцем русского народа. Вслед за Киевом, в тот же 988 г., всего лишь за одно лето приняли Крещение Новгород, Владимир, Ростов, Белгород, с установлением епископства. Более поздняя «Повесть временных лет» (1113 г.) рассказывает, как постепенно Православное Христианство охватило почти все восточные русские земли.

         Конечно, авторитет князя Владимира и набиравшего силу русского государства имели большое значение для становления Православия на Руси. Иларион: «И не было ни одного, противящегося благочестивому его поведению. Да если кто и не с любовью, то из страха (перед) повелевшим крестился - ибо было благоверие его с властью сопряжено». На огромных просторах русских земель ещё будут препятствия на пути Православия, ещё придётся князю Владимиру принуждать к христианской Вере отдельных закоренелых язычников, но движение Православия, Истины и Благодати по Русской Земле уже нельзя было остановить.

         Но удалось бы Владимиру почти бескровно крестить Русь, если бы она всей душой своей не приняла на веру Православие? Вряд ли Крещение всей Русской Земли и Русского Народа - результат чьего-либо красноречия или только разумной политики Владимира: Христианство и Православие - несопоставимо более масштабное и глубокое явление. Это судьба России и Русского Народа, ниспосланная свыше.

         Так, по воле Божьей, произошло величайшее событие, которое обозначило всю последующую историю русских земель и народов, их заселяющих. Да и не только русскую историю. Событие вселенского масштаба - Крещение Руси – состоялось.

IV. «Слово» митрополита Илариона.

         Митрополит Иларион стал первым русским национальным предстоятелем Русской Православной Церкви. Его выбор на митрополию    архиерейским собором произошел по воле великого князя Киевского Ярослава Мудрого, вопреки правилам, установленным Византией, но был воспринят на Руси, как само Провидение, как знак Божий. Еще до своего предстояния Иларион пользовался большой известностью среди православных как высоконравственный и образованный священник, пресвитер церкви святых Апостолов близ Киева. Считается, что в это время между 1037 - 1051 гг. и был создан его главный труд - знаменитое «Слово о Законе и Благодати».

         Появившееся спустя почти полвека от Крещения Руси «Слово» митрополита Илариона стало одним из первых письменных пастырских поучений русского Православия. «Слово» вжилось в историю Отечества, как свидетельство осознания русским народом своего высокого божественного предназначения.

         Главное содержание «Слова» - изложение сущности христианства и Православия, его конечной цели - Благодати.  Христос - вочеловечившийся образ Благодати.

         Не на пустом месте родилась Благодать. В живой истории истинной Веры нет незаполненных пустот, и Память Православной Веры не знает забвения. Это в нашей людской памяти, памятниках истории много белых пятен. И прежде чем пришла Благодать, был Закон, через Моисея данный, потому, что ещё не пришёл срок, и ещё не рождён Христос. Всему своё время. «Благодать же сказала Богу: «Если не время сойти мне на землю и спасти мир, сойди (Ты) на гору Синай и установи Закон» (Иларион). И когда родился Сын Божий, ещё не окрепший, Христианской Вере ещё предстояло 30 лет крепнуть и мужать. Когда же возмужала Вера, тогда и состоялся Иордан и великое Крещение иудейского и другого народа. Так считал Иларион, так считает Православная Церковь и поныне.

         Между ними - Законом, Крещением и Благодатью - неразрывная связь, утверждает Иларион. «Как Закон приводил подзаконных к благодатному Крещению, так Крещение сынов своих провожает в Жизнь Вечную» и далее «Чего достиг Закон, а чего Благодать. Прежде Закон, а потом Благодать; прежде тень, потом Истина». Хотя старое, обветшавшее, неизбежно уступает место новому, между близкими по духу историческими событиями всегда сохраняется внутренняя связь.  Как язычество сменилось Законом, так и Закон сменился Благодатью. «Ибо Закон предтеча и слуга Благодати и Истины, Истина же и Благодать - служители Будущего Века, Жизни Нетленной». Митрополит Иларион указывает на знаменитое пророчество Исайи: «Вот, предсказанное прежде сбылось, и новое Я возвещу; прежде нежели оно произойдёт, Я возвещу вам. Пойте Господу новую песнь, хвалу Ему от концов земли...» (Ис. 42:9, 42:10).

         Счастливая особенность становления Христианства на Руси заключалась в том, что в отличие от Иерусалима, на Руси не знали длительного ожидания Нового Завета. Одновременно с Законом Русь познала и учение Христа. Вот почему Благодать не отменяет Закон, установленный на Синае, она зовет следовать дальше за Сыном Божиим к Истине и Вечной жизни!

         Православие тем и отличается от других религий, что является следующей ступенью, продолжением Закона Божьего в виде сошедшей на землю Благодати, которая даруется Спасителем. При этом жесткие рамки закона, переданные человечеству Моисеем, в Православии раздвигаются путем осмыслении жизни и истории в целом и для каждого человека в отдельности.

         Вера только тогда становится истинной, когда исходит от свободного и передаётся свободному в своём выборе человеку, - утверждает Иларион. Никакая другая религия не даёт человеку такого свободного и осознанного выбора, как Православное Христианство.  Библейские образы  рабы Агари и свободной Сарры, приводимые Иларионом в своём «Слове», - это образы «рабского Закона» и «свободной Благодати».

         Можно бесконечно оправдывать свою жизнь, искать объяснений своей тяжелой или, напротив, счастливой судьбы, но истинный путь христианина лежит дальше и выше, к Благодати. И если, как говорит  Иларион, иудейство остановилось  в своём развитии на Законе, оправдывая свою жизнь и судьбу, то Благодать, снизошедшая на христиан, даёт им Спасение. Оправдание Законом - это только первый шаг, дальше которого иудей не идёт. Спасение и истинная Благодать даётся только православному христианину.

         Ступени, по которым шло Христианство, митрополит Иларион описывает, как ступени восхождения к Благодати. Проследить жертвенный путь Христа - это, по сути, проследить путь  к Благодати.

         Русская земля, действительно, отмечена Божией печатью, если ей не пришлось делать выбор между Законом и Благодатью, как это было в Иерусалиме среди иудеев и христиан. о…Настанет время, и настало уже, когда не на горе сей, не в Иерусалиме будут поклоняться Отцу, но явятся истинные поклонники, которые будут поклоняться Отцу в духе и Истине, ибо Отец таких ищет, поклоняющихся Ему, то есть с Сыном и Святым Духом». Вместе с посвящением в христианство русский народ сразу шагнул на путь Благодати, хотя путь этот оставался и остаётся долгим и трудным.

V. Митрополит Иларион о русском народе.

В «Слове» Илариона впервые вводится понятие, близкое каждому русскому человеку - «русский народ», которое он ставит рядом с Православием. Прежде до Илариона говорили только о русских землях, понимая при этом, что речь идет о территориях, заселенных русичами, биологически родственных, но совершенно различных по духу людей. Православие, по Илариону, наконец, объединило русских в единую родственную по духу общность. Так территория - русские земли, народ русский и Православие слились воедино и дали начало Русской Православной Государственности. Именно в этом единении русского народа и веры Иларион видит проявление Божией Благодати, снизошедшей на Русь.

         Иларион считал, что русский народ идеально соответствует Православию. Он выделяет особое свойство русского народа - его способность к единству, к самопожертвованию во имя христианского и общественного долга, то, что сегодня называют термином  «соборность».

         Соборность выражает общее участие в судьбе наиболее важных для народа событий на основе Православной Веры. История свидетельствует: собором, общим народным опросом решалось быть или не быть Руси крещенной на Православие. Перед лицом опасности русский народ более других склонен к единению духа, крепкому и нераздельному.

         Соборность - это духовное единство народа для выбора пути, защиты отечества, веры,  обычаев и морали. Духовное единство всех славян, русского народа спасло нас в годы польского, немецкого, татарского, фашистского нашествия. Нет никакого сомнения в том, что после Крещения Православное Христианство стало национальной идеей русского народа и легло в основу русской соборности. Пророческие мысли Илариона о русском народе подтвердились всей последующей историей и испытаниями, которые выпали на долю нашего народа и Православия. И в своем «Слове» Иларион возносит молитву от всей русской земли, взывает к Богу о милости к русскому народу: «Церковь Твою укрепи, Достояние Свое удержи, мужчин, женщин и младенцев спаси». Это первая дошедшая до нас молитва любви и благодарности за Благодать, ниспосланную свыше.

         Иларион считал, что русскому народу уготована судьба стать Богоизбранным: «И так, веруя в Него, и святых отцов семи соборов заповеди соблюдая, молим Бога еще и еще потрудиться и направить нас на путь, заповеданный Им». В этом митрополит Илларион видел историческую миссию Православия и русского народа. Не мог знать Иларион, какие испытания ещё ждут Русскую Землю, но его предчувствие того, что Благодать спасёт всех православных, живущих на Земле, ещё долго будет звучать, как предсказание, как пророчество светлой судьбы Русского Народа.

         Русское государство создавалось не только силой оружия, но и силой духовной, которая во много раз, как показала  история, крепче силы оружия. Это осознал князь Владимир. Как и то, что многобожие языческих племён не может быть опорой для людей, решивших объединиться, а единобожие и общая Вера - единственная прочная основа русского государства. Действительно, государственность Руси по-настоящему, стала необратимой только после Великого Крещения, ибо только государство, основанное на духовном родстве, способно выжить в жестоком окружающем мире. История доказала: нет и не было другой силы, которая бы объединила славянские племена в государство, кроме Православной Веры! Теперь ясно: подвиги Преподобного Александра Невского, Преподобного Дмитрия Донского, М. Кутузова, -  это подвиги единого русского Православия. В памяти нашего народа хранятся примеры, как Сергий Радонежский благословил великого князя Дмитрия на священный бой на Куликовском поле в 1380 г., как в 1709 г. икона Казанской Божьей Матери вдохновила  Петра I перед Полтавской битвой, и как икона Смоленской Божией Матери «Одигитрия» осенила   наших воинов на Бородинском поле в 1812 г.

         Вера подвигла князя Владимира на его великое свершение. И в то же время благодаря русской земле и русскому народу произошло обогащение и укрепление Православия. Эта особенность взаимного влияния и обогащения Православной Веры и русской земли было впервые высказана митрополитом Иларионом: «И в одно время вся земля наша восславила Христа с Отцом и со Святым Духом».

         Иларион возносит славу князю Владимиру (Василию), Георгию (Ярослав Мудрый в крещении) - тем, кто проложил путь Христианству на Руси. «Похвалим же и мы нашего учителя и наставника, великого князя земли нашей Владимира, внука старого Игоря, сына же славного Святослава, которые во времена своего владычества мужеством и храбростью прослыли в странах многих и ныне победами и силою поминаются и прославляются. Ибо не в худой и неведомой земле владычество ваше, но в Русской, о которой знают и слышат во всех четырех концах земли».

         Иларион описывает, как благотворна Вера, как изменился человеческий облик князя Владимира: «Радуйся, учитель наш и наставник благоверия! Ты правдою был облечен, силою перепоясан, истиною обут, умом венчан и милостью, как гривною и утварью златой, красуешься» Из жестокого и самовластного правителя он превратился в Христианина, человека для которого Любовь и Благодать - смысл жизни. А  единство русского народа, скреплённое Верой, стало главной целью жизни князя Владимира. « Как назовем тебя, христолюбче? Друже правды, вместилище разума, гнездо милости! Как уверовал? Как возгорелся любовию Христовой? Как вселился в тебя разум выше разума земных мудрецов - чтобы Невидимого возлюбить и к небесному устремиться?!»

         Без литературного изложения Евангелия, трудно представить себе распространение Христианства на Руси, потому что каждому времени свойственен свой язык, понятный людям своего времени. Умение рассказывать людям ярко и прочувственно историю Христа так же важно, как знать и саму историю Закона и Благодати. Текст Евангелия, изложенный разными языками от Матфея, Марка, Иоанна  и Луки, предполагает различный рассказ об аналогичных событиях, связанных с Христом, и точно так же язык последователей евангелистов, и особенно Илариона, выделяется от других, ему подобных.  Ведь значение Церкви и состоит в том, чтобы донести Слово Божие до любого народа и до каждого человека ярко, понятно и убедительно. Образцом высокого литературного слога является обращение к Георгию: «Встань, о честная главо, из гроба своего! Встань, отряси сон, ибо не умер ты, но спишь до всеобщего восстания! Встань, ты не умер, ведь не должно умереть веровавшему во Христа, Жизнь всему миру!». Каждое слово Илариона наполнено и дышит энергией!

         Но не каждому дано сказать своё слово о Христе и Православии, как это сделал Иларион. И если смотреть на «Слово», как на литературный пересказ зарождения Христианства, то, как от Кириллицы пошла грамота на Руси, так и от «Слова» во многом началась русская художественная литература.  Уже в полном названии «Слова» отражается его содержание, строгая и стройная структура, которой Иларион следует от начала до самого финала. «О Законе, через Моисея данном, и о Благодати и Истине через Иисуса Христа явленной, и как Закон отошел, (а) Благодать и Истина всю землю наполнили, и вера на все народы распространилась, и до нашего народа русского (дошла). И похвала князю нашему Владимиру, которым мы крещены были. И молитва к богу от всей земли нашей». Что это, как не аннотация трактата, сочинения на тему истории христианства на Руси. Многие ученые и сегодня пользуются этим способом изложения материала. Для них это почти норма. Но далее следует самая настоящая молитва: «Господи, благослови, Отче». События из истории мира и Священного писания слагаются Иларионом, как стихи, как тяжкая поступь Христа на Голгофу, а с ним и путь всего человечества к Благодати. Всё «Слово» - это высокий образец исторической литературы, где есть логика, соразмерность и яркое, жгучее слово.

       Слово человеческое  исходит не только от разума, но и от сердца. Оно способно описать события и факты, выразить переживания и волнения отдельных людей и целых народов, всю чувственную сторону их жизни. И передать другим людям для сопереживания, чтобы они могли почувствовать себя сопричастными этому событию. Настоящий литературный и одновременно исторический источник, подобно «Слову о Законе и Благодати», обладает именно такими свойствами. Его автор, талантливый писатель, не только историк, знаток Православия на Руси, но и замечательный писатель. Об Истине и Благодати должно говорить и писать так же убедительно и талантливо, как это делал Иларион.

       Он делает Священное писание понятным не только разуму, но и сердцу. Его изложение истории зарождения Русского Православия прекрасно и легко читается. Слог повествования ровный, правильный и абсолютно ясный в описаниях. Он находит точные красивые слова  о продолжении Закона в Новом Завете: «И законническое озеро высохло, евангельский же источник наполнился вод и всю землю покрыл, и до нас разлился». Изложение и комментарии исключительно сложных страниц  Закона и Евангелия без хорошего литературного языка просто невозможны.

       В описании истории Христа Иларион впервые выстраивает своеобразную литературную лесенку, отделяя каждую ступень сжатого до предела рассказа о Христе:

от – «Совершенный человек по вочеловечению, а не призрак, но (и) совершенный Бог по Божеству, а не простой человек, явивший на земле Божественное и человеческое»

до – «Как человека тщились иудеи утаить Воскресение (Его), подкупая стражей, - но как Бог узнан и призван во всех концах земли».

       Как будто специально написано для простого русского человека, будущего или настоящего христианина. С Иларионом в православной литературе родилось новое слово, новое образное выражение Христа. Возможно, именно от «Слова» Илариона ведет отсчет классическая русская литература, и за ним следуют «Повесть временных лет» Нестора (1113 г.),  «Слово о полку Игореве» (конец XII века), и далее до Пушкина, от которого отсчет идет с Красной строки.  

       Всего пять лет прослужил Иларион в качестве предстоятеля Русской Православной Церкви и после смерти Ярослава Мудрого был заменен греком Ефимом. Но память русского народа навсегда сохранила озарение о своем предназначении, которое открыло в нем «Слово». Как всеобщая высокая оценка «Слова», в день 21 октября по старому стилю, отмечается имя Илариона, как праздник Русской Православной Церкви.

       «Слово» Илариона сослужило добрую службу русскому Православию, укрепив Веру и Русский Народ. Благодаря «Слову» и подвижнической жизни Илариона стало возможным продвижение Православия и Благодати на Руси. Хвалу Илариону можно завершить его же собственными словами: «Похвалим же и мы, по силе нашей, малыми похвалами, великое и дивное сотворившего, нашего учителя и наставника».

Заключение

         Историческая наука и православная литература снова и снова обращаются к тем далеким временам, когда разрозненные племена русичей соединились, чтобы назвать себя Русским государством. Можно грубой силой отнять у людей средства к самостоятельному существованию и заставить их жить вместе. Но нельзя заставить силой возлюбить друг друга, чувствовать и понимать родственные души. Для этого нужна внутренняя духовная связь, не зависящая от каких - либо материальных обстоятельств.   

         История становления христианства на Руси - это история становления лучших качеств русского человека - христианина и всего русского народа.  Обособленные языческие племена восточных славян - русичей получают первую информацию о христианстве из далеких воинственных походов, от миссионеров, распространяющих, подобно святому равноапостольному Андрею Первозванному, христианские взгляды на мир. Эта информация, накапливаясь, постепенно вытесняет из сознания язычников прежние представления. Наиболее просвещенные и информированные из славян - княгиня Ольга, князья Аскольд и Дир неоднократно, словом и силой, пробуют укоренить зачатки Православия. Но нужно еще, по нынешним меркам,  длительное время, чтобы взошли первые семена Православия на Руси.

         И только при великом князе Владимире, с его силой, авторитетом и активностью, информация о Православии достигает такого масштаба, когда русичи всем миром, соборно решают принять Крещение. Заслуга любимых и почитаемых русским народом князей Владимира и Ярослава Мудрого в  том, что они не дали угаснуть импульсу Православия и сами способствовали его становлению. Так считал митрополит Иларион, вознося им похвальбы в «Слове».

         Наполнение информационного русского пространства того далекого от нас времени идеями христианства по объективным причинам не могло быть скорым. И если бы духовное просвещение на Руси продвигалось со скоростью первых пеших и конных миссионеров, как устная звуковая затухающая информация, понадобилось еще несколько столетий, чтобы Православие обосновалось в умах и душах русских людей. Но как только возникает новый способ общения и передачи информации - письменность Кирилла и Мефодия, русский язык, закодированный письменными знаками, взятыми во многом  из греческого алфавита, Православие окончательно обосновалось на Руси. Многократно переписываемые на русском языке -  глаголице и кириллице тексты Священного Писания стали доступны каждому,  кто приобщался к грамоте. Вот почему Россия навсегда благодарна святым Кириллу и Мефодию, которые открыли глаза русскому народу  на мир и Православие!

         Божественные священные книги веками хранились и почитались, как самая сокровенная часть русского народа, уничтожение которых воспринималось как надругательство над душами людей, еще более страшное, чем физическое.

         Пустая, бессодержательная информация не приживается, сколько бы ее не насаждали. Шаги русского Православия - это путь, отмеченный Богом. С одной стороны, это путь продвижения божественной информации по русской земле. С другой стороны,  заложенные в Законе Божьем и Евангелии  наставления навеки закрепились в душах русских людей благодаря особой силе божественной любви и глубине божественной мысли. Потому отказ от многобожия и язычества на Руси происходил почти бескровно и даже с оттенком терпимости к многовековым традициям языческой Руси.

          Иларион в своем «Слове» первым отметил Евангелие, как следующую ступень развития божественной мысли, связанную с пришествием Христа на Землю, подчеркивая, что Промысел Божий на Земле открыл новую страницу в истории  и следует за человеком, помогая и направляя его. Иларион, приравненный к лику святых, как никто другой, понимал подлинный смысл развития христианства и божественное предназначение русского народа и без колебаний дал согласие стать митрополитом не по воле греческого архиепископа, а по воле богоизбранного русского народа. И так же мужественно отступил от высокого сана, чтобы не нарушать единства Православия. Но именно с  митрополита Илариона впервые совершена попытка обосновать в  будущем автокефалию Русской Православной Церкви.

         Православие веками служило опорой Русской государственности. И если рассматривать события русской истории, как связанные между собой и по сути, и хронологически, то Православное Христианство и русская государственность  (объединение русских земель с помощью государственной власти) - столетиями идут рука об руку, взаимно дополняя и поддерживая друг друга. Сегодня историческая Русь снова страдает от раздробленности славян и русских земель на Белоруссию, Украину, Россию. И лишь Православная Вера убеждает наши исконно единые славянские народы продолжать жить общей Верой и ждать новой волны Божией Благодати, о чём писал Иларион.

           История народов и религий заключена в письменах, предметах поклонения, иконах, в книгах, музыке, храмах. При этом красота слова, звука и рисунка так же необходимы, как и красота мысли. Священное писание - первое и никем не превзойденное  произведение литературы, переведенное на русский язык. И всё, что дорого русскому человеку, его душе и взгляду, чему он, порой, даже не отдает отчета, через многие века связалось тугими неразрывными нитями с Крещением, с Благодатью, снизошедшею на Русь. Именно Православная религия, её тексты, лики святых, летописи, стояли у истоков отечественной культуры и продолжают  питать живопись, музыку, литературу. Стал ли, кем был, писатель Достоевский, композитор Рахманинов, художник Рублёв, если бы не Православие?!  В этом ряду  Иларион – одним из первых оставил после себя великий памятник духовной литературы - "Слово о Законе и Благодати", возможно, первый из шедевров культуры, написанных на русском языке для русских людей, - памятник русскому Православию.

           «Слово» митрополита Илариона воспринимается, как завещание потомкам хранить единство Православия и русского народа -   источник Благодати и светлого будущего России. Не затем ли едут к нам миллионы наших друзей и недругов, чтобы взглянуть на чудо, рождённое Православием, и проверить, крепки ли мы духом, а другие - недруги, скоро ли иссякнет наша Вера. Уже много лет мы задаём друг другу те же вопросы: веруешь ли ты так, как веровали наши предки и как веровал Иларион, отдавший жизнь за Православную Веру и  Святую Русь. Когда-нибудь каждому придётся  найти свои слова к Богу, как искал и нашёл их Иларион. Моя работа, как мне кажется, должна послужить для каждого, ищущего смысл жизни человека, путеводным маяком для обращения к Православной Вере и Православной Церкви.

 

 

Cписок использованных источников и литературы

Список использованных источников

Библия. Российское Библейское общество. – М. -2005. –С.1337.

Беляев С. Крещальня в Корсуне. // Наше наследие. -1988. -№4, -С. 28-33.

  С. Власов. Митрополит Волоколамский и Юрьевский, Питирим. Опыт народного духа. Беседа с митрополитом Питиримом. // Наше наследие, - 1988,  №4, -С. 8-14.

Повесть временных лет. // Библиотека литературы Древней Руси. Т.1. –СПб. 1997. (по списку Ипатьевской летописи).

 «Слово о Законе и Благодати» митрополита Илариона. – М. Библиотека «Вехи» в переводе А. Белицкой. -2000.

Мень А. - Библиологический словарь, I том. А-И – 2002, -С.605.

 

Список использованной литературы

Аксючиц В.В. Русский Характер. Становление русского мировоззрения (до XVI века). Часть 3. - М. Издательство Традиция, -2011. -С. 280 - 345.

Иоанн, митрополит С. - Петербургский и Ладожский. Самодержавие духа. Очерки русского самосознания. - СПб. Издательство Л.С. Яковлевой, -1994. -С. 10 – 37.

Карамзин Н.М. История государства Российского, Т. I, - СПб. ООО "Золотой век", -1997. -С. 68 - 166 .

Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. - М. -1988. -С. 307-310.

 

 



[1] Повесть временных лет. // Библиотека литературы Древней Руси. Т.1. -СПб. -1997. (по списку Ипатьевской летописи).

[2] Макарий(Булгаков), митрополит Московский и Коломенский . История Русской Церкви, Т. 1. -СПб. -1887

[3] Макарий(Булгаков), митрополит Московский и Коломенский . История Русской Церкви, Т. 2. -СПб. -1887

[4] Иоанн (Снычев), митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Самодержавие Духа. -М. -1994. -С. 12-34.

[5] Повесть временных лет. // Библиотека литературы Древней Руси. Т.1. -СПб. -1997. (по списку Ипатьевской летописи).


Просмотров: 2114

Прокомментировать

Смайлики на все случаи жизни
Скопируй html-код смайлика и вставь в свое сообщение!

© 2014   Студенческое сообщество МДАиС

Эмблемы  |  Сообщить о проблеме  |  Условия использования